Цвет и музыка могут создавать у человека определенное настроение. Например, солнечный свет и спокойная музыка – радуют и успокаивают, а темные тучи и громкая музыка – пугают. С восхищением люди смотрят на восход или закат солнца, любуются радугой после дождя. Мне стало интересно в этом разобраться. Предмет моего исследования – это отношение между цветом и музыкой. Цель – выяснить, какая связь между цветом и музыкой. Задачи, которые я ставила перед собой – ответить на вопросы:
1. Что такое цвет?
2. Что такое музыка?
3. Связаны или нет цвет и музыка?
Методы моего исследования:
1. Беседы с родителями (опрос).
2. Чтение научно-популярных книг (анализ текста).
3. Консультации педагога (структура работы).
Что такое цвет? 2300 лет назад древнегреческий философ по имени Аристотель писал: «…Видимое – это прежде всего цвет…Цвет предмета видим при свете. Свет – это наличие огня или чего-то подобного... То, что способно воспринимать цвет, само бесцветно…» В 17 веке английский физик Исаак Ньютон, находясь в темной комнате, пропустил узкий луч света через стеклянную призму и увидел на стене радужную картину. С этого открытия и началась наука о цвете. Совокупность полученных цветов Ньютон назвал спектром.
Когда свет падает на предмет, то предмет поглощает одни цвета спектра и отражает другие. Например, помидор кажется красным, потому что его поверхность отражает красный цвет, и поглощает все другие цвета спектра. Листья растений зеленые потому, что они отражают зеленый цвет и поглощают остальные цвета.
При создании цветных изображений на различных поверхностях (книги, журналы, газеты), а также при создании «цветной картинки» в кино и на телевидении чистые цвета спектра смешиваются, создавая миллионы различных оттенков. Если, например, у вас закончился зелёный цвет, но есть синий и желтый, то вы можете смешать эти цвета и получить зеленый цвет различной интенсивности.
Часто путают два понятия – «цвета» и «краски», считая, что это одно и тоже. Но краски – это вещества, которые способны окрашивать тот или иной предмет, краски – это красители. Художники рисуют не цветами, а красками и в живописи основными цветами считаются желтый, синий и красный.
Цвет – это ощущение, каждый человек - неповторим, поэтому цвет для каждого такой, какой он видит сам.
Что такое музыка? Слово музыка происходит из Древней Греции, Музами звали богинь, покровительниц наук и искусства. Музыка передает чувства и переживания человека, помогает понять очень важные вещи, которые словами не скажешь. Немецкий поэт Генрих Гейне сказал так: «Музыка начинается там, где кончаются слова». Звуки, создаваемые голосом или инструментом, выстраиваются в гармоничный и приятный для слуха ряд – возникает мелодия. Музыка – это один из видов искусства.
Какая же связь между цветом и музыкой? Аристотель писал, что «цвета подобны музыкальным созвучиям». Ньютон считал, что семь цветов радуги можно соединить с семью звуками музыки.
Основные выводы моей работы. Художники используют свойства красок для создания картин, а музыканты используют свойства звуков для создания мелодий. Художники и музыканты используют некоторые общие понятия. Например, композиция, то есть искусство соединения, художник соединяет цвета, а музыкант (композитор) – звуки. Этюд – французское слово, которое обозначает учебу. Художник занимается этюдами: пишет с натуры, делает эскизы и наброски. Музыкант играет этюды: упражняется в игре на своем инструменте.
Музыка и цвет объединяются в светомузыке (или цветомузыке). Это особый вид искусства, который помогает человеку «увидеть» музыку с помощью световых картинок. Светомузыку можно слышать и наблюдать на различных концертах, например на ледовых шоу или шоу на воде.
Цвет и музыка объединяются в рисунках. Например после прослушивания оперы «Сказка о царе Салтане» я нарисовала Царевну Лебедь, а после просмотра балета «Жар – птица», нарисовала Жар-птицу.
Из семи цветов радуги появляются шедевры живописи, из семи звуков - шедевры музыки – так объединяются гармония цвета и гармония музыки!
Список источников информации:
1. «Хочу все знать» научно – художественный сборник, Ленинград, «Детская литература», 1983 год, 272 стр.
2. http://moviesbest.io.ua/s97331/aristotel._o_dushe
3. «Большая иллюстрированная энциклопедия школьника», Москва, «Махаон», 2014 год, 504 стр.
4. Амфилохиева Е.В. «Изобразительное искусство. Полная энциклопедия», Москва, «Эксмо», 2013, 256 стр.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/
6. Финкельштейн Э. «Музыка от А до Я, Занимательное чтение с картинками», Санкт – Петербург, «Композитор – Санкт-Петербург», 1992, 120 стр.